Исследование
Юлии Чечет
Self Directed Learning
Какие качества, характеристики отличают студента, способного управлять своим обучением и как этому научиться
Цель исследования
Создание конструкта, позволяющего управлять своим обучением и делать его более эффективным.

Разработать рамку навыков для обучения, позволяющую студентам самостоятельно формировать и достраивать своё обучение под цели, определяя наиболее эффективные способы управления ресурсами обучения и формируя стратегии обучения, подходящие им.


Задача исследования: понять, какими компетенциями, качествами, навыками владеют студенты, способные управлять своим обучением. И что нужно уметь, чтобы обучаться эффективно.

Исследовательские вопросы при построении конструкта
  1. Какие рамки студентов, способных самостоятельно обучаться уже существуют, как они соотносятся между собой?
  2. Достаточно ли описаны составляющие рамок для того, чтобы построить на них образовательные результаты?
  3. Какие существуют концепции и рамки, позволяющие конкретизировать и описать элементы общей рамки для использования при обучении?
Этапы исследования
  • 1. Теоретическое исследование
    Анализ существующих конструктов, анализ существующих рамок и подходов по каждому домену конструкта.
    Мы столкнулись с тем, что основополагающие рамки недостаточно подробно описаны. Поэтому нам пришлось проанализировать и найти современные подходы по каждому домену, декомпозировав и описав их до конкретных действий студентов, являющихся доказательством владения компетенциями домена.

  • 2. Выявление проблем, которые видят участники процесса
    Мы провели 4 фокус-группы с учителями и тьюторами,
    35 глубинных интервью с учениками и студентами.
    Это позволило выявить проблемы, которые видят студенты и распределить их по доменам конструкта.
    Мы так же увидели, что часть сложностей студенты не идентифицируют как связанные с обучением, а поэтому не могут их решить
  • 3. Систематизация
    Для того, чтобы результатами исследования было комфортно пользоваться, мы систематизировали запросы студентов и учителей по этапам обучения, позволяя каждому студенту определить, на каком он этапе, какова его цель или с какой проблемой он столкнулся, и таким образом определить, какую часть исследования ему необходимо прочитать.

*Здесь и далее в отдельных случаях мы используем термины, применяемые в международной работе на английском языке, т.к. корректный перевод в терминологию, принятую в российской научной педагогической школе требует дополнительного обсуждения.
Нам необходимо объединить конструкты для того, чтобы сформировать целостную систему, позволяющую описать качества и характеристики, необходимые студентам.
Самонаправленное Self-Directed Learning (SDL) – процесс, в котором люди сами, с помощью или без помощи других, проявляют инициативу в определении своих потребностей в обучении, формулируют цели, определяют человеческие и материальные ресурсы для обучения, выбирают и применяют соответствующие стратегии обучения и оценивают результаты обучения.

Knowles, 1975.


Self-regulation – это когнитивный подход, который люди используют, чтобы сосредоточиться на обучении и улучшить свое метакогнитивное осознание конкретных элементов когнитивного и поведенческого функционирования.

A.Miller, E.Namsrai, 2024

Рабочее определение
Self-Directed Learning – способ обучения, при котором студент самостоятельно (или с помощью) определяет свои потребности, соотносит ресурсы и цели обучения, формируя или достраивая среду обучения, осознанно выбирая стратегии обучения, оценивания результаты, учитывая собственные особенности обучения, работая с собственной мотивацией, опираясь и развивая метакогнитивные навыки исходя из своих целей и своего внутреннего состояния.
Краткое путешествие по Self Directed Learning
Подробнее, для тех, кому важны детали
Соотнесение рамок Self Directed Learning и Self Regulated Learning
Требования к элементам конструкта
  1. Включены в базовые рамки SDL / SRL.
  2. Учитывают современные результаты исследований по направлениям.
Анализ рамок SDL и SRL
  1. При использование технологий на их основе влияют на результаты обучение или на результаты отдельного этапа обучения.
  2. Являются основой технологии, которая может быть решением проблем / сложностей на каждом этапе обучения.
  3. Достаточно подробно описаны для того, чтобы собрать на их основе образовательные результаты.
НА ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ:
ОПРЕДЕЛЕНЫ ВСЕ КЛЮЧЕВЫЕ РАМКИ,
ОПИСАНЫ ДОМЕНЫ,
ОПИСАНЫ ОБРАЗОВАТЛЬЕНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

МЫ УТОЧНЯЕМ ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Авторы исследования
  • Юлия Чечет
    менторинг и руководство исследовательской группой,
    рамка и направления

    Учредитель и президент Благотворительного фонда развития паллиативной помощи детям


    ex-Исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее»

  • Марина Щербакова
    рук. исследовательской группой, исследование

    Основатель Лаборатории EDU3.0

    Ак. руководитель магистратуры МПГУ


    Образование:

    математический факультет ТГПУ им. Л.Н.Толстого,

    магиcтратура Институт Образования НИУ ВШЭ,

    аспирантура НИУ ВШЭ (на паузе)

  • Татьяна Максимова
    исследование,

    Методист-исследователь Лаборатории EDU3.0


    Образование:

    биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова,

    магиcтратура МППГУ,

Для ученых-исследователей, специализирующихся в одном из направлений: мотивация, эмоциональный интеллект, когнитивные навыки, метакогнитивные навыки, работа с телом, управление средой обучения, управление целями обучения.

Если вы готовы участвовать как автор курса, отправьте ваши контакты, мы будем рады сотрудничеству.

Принять участие как автор курса